О сайте
Предметы
Библиотека
Переводчик онлайн
Словари
Платные работы
Сочинения
Сочинения
Заказать работу
Купить готовую работу
Карта сайта
обратная связь

Copyright © 5ka.ru
2004-г.



Муниципальное право ->

понятие и предмет муниципального права.

                                    Введение

   В своей работе я хочу рассмотреть базовый вопрос - понятие и предмет
   муниципального права, т.к эти вопросы являются основными вопросами любой
   науки.

   К концу 90-х годов XX в. в системе российского права обособилась новая
   отрасль - муниципальное право.

   Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука
   муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом
   является изучение муниципального права как отрасли права.

   Муниципальное право- комплексная отрасль российского права, представляющая
   совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные
   отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и
   решения населением муниципальных образований непосредственно, через
   выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного
   значения, а также в процессе реализации отдельных государственных
   полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

   Муниципальное право - одна из отраслей российского права, поскольку
   призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой
   многосторонней сфере - в сфере местного самоуправления. В настоящее время
   местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ
   конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее
   приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту
   интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители
   которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное
   самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы
   народовластия.

   Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного
   государствоведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского
   «municipium», так в эпоху римской республики назывались города,
   пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет -
   это избираемое городское или сельское самоуправление.

                          Понятие муниципального права

   К концу 90-х годов XX в. в системе российского права обособилась новая
   отрасль - муниципальное право.

   Предпосылками обособления муниципального права явились (см. схема 1):

    1. сложившаяся устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с
       осуществлением местного самоуправления;

    2. количественное и качественное наращивание системы правовых норм,
       регламентирующих местное самоуправление.

   В названной новой отрасли употребляется термин «муниципальный» (от лат.
   municipium. В республиканскую эпоху римской истории так назывались города,
   пользовавшиеся правами самоуправления).  

   Значение термина «муниципалитет»: munis по латыни значит тяжесть, тягота,
   бремя, а capio, recipio - беру, прилагаю. «Соответственно, городское
   управление - как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения
   правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и
   распоряжения хозяйственными делами, называется муниципалитетом…».

   Под муниципалитетом понимается орган местного самоуправления, низшая
   административно-территориальная единица в государстве.

   В современном законодательстве термины «муниципальный» и «местный»
   употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим
   отношениям. Таким образом, муниципальное право можно охарактеризовать как
   право местного самоуправления. Причем термины «муниципальный»,
   «муниципалитет» применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и
   его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях
   и на других территориях.

   Муниципальное право - комплексная отрасль права.

   Согласно утвердившейся в юридической литературе точке зрения,
   муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.

   Комплексность муниципального права обусловлена (см. схема 2), во-первых,
   тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных
   сфер - финансов, налогов, землепользования и др., во-вторых, двойственной
   природой муниципальных правовых норм*. Своеобразие норм выражается в том,
   что они как бы распределены «по двум адресам». С одной стороны, они
   выступают как нормы основных отраслей права (например конституционного,
   административного, финансового), с другой - входят во вторичную правовую
   структуру: комплексную отрасль права.

   Комплексность предмета муниципального права характеризуется рядом
   признаков (см. схема 3), в частности, наличием в муниципальном праве
   наряду с нормами «двойного назначения» собственных, исключительно
   муниципально-правовых норм; своеобразием субъектов муниципального права, в
   число которых входят как собственные, исключительные субъекты
   муниципального права (население, муниципальные образования, органы
   территориального общественного самоуправления и др.), так и иные субъекты
   права (граждане, государство, предприятия и учреждения); наличием
   муниципально-правовых норм, первичных по отношению к нормам других
   отраслей права (например нормы, устанавливающие структуру и систему
   органов местного самоуправления и др.); комплексным характером отношений,
   регулируемых муниципальным правом.

   Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права
   (см. схема 4), данное О.Е. Кутафиным и В.И. Фадеевым. «Муниципальное право
   Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права,
   представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих
   общественные отношения, возникающие в процессе организации местного

   * Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов.
   М, 2005 г., стр. 10.

   самоуправления и решения населением муниципальных образований
   непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления
   вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных
   государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного
   самоуправления»**.

   ** Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Москва, 2004 г.
   Стр.10

                         Источники муниципального права

   Систему источников муниципального права составляют (см. схема 5):

     * 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

          * Конституция Российской Федерации;

          * федеральные законы, среди которых основными в настоящее время
            являются:

     * Федеральный закон \"Об общих принципах организации местного
       самоуправления в Российской Федерации\" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ,
       урегулировавший основные сферы местного самоуправления (в ред. от
       6 октября 2003 г.), Федеральный закон «О финансовых основах местного
       самоуправления в Российской Федерации», призванный гарантировать
       финансовую самостоятельность муниципальных образований и многие другие
       федеральные законы.

           * Федеральный закон \"Об обеспечении конституционных прав граждан
             Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
             местного самоуправления\" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в
             редакции Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ);

        * указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента
          РФ \"Об основных направлениях реформы местного самоуправления в
          Российской Федерации\" от 11 июня 1997 г. № 568; Указ \"О конгрессе
          муниципальных образований Российской Федерации\" от 22 октября 1998
          г. № 1281;

        * постановления Правительства Российской Федерации, такие, как
          Постановление \"О федеральной целевой программе государственной
          поддержки развития муниципальных образований и создания условий для
          реализации конституционных полномочий местного самоуправления\" от
          15 декабря 1999 г. № 1394.

     * 2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

          * законы субъектов Российской Федерации, прежде всего конституции
            республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы
            других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении
            (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской,
            Томской, Тюменской областях); об организации местного
            самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской
            областях и др.) или об основах местного самоуправления (в
            Алтайском крае);

          * нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов
            Российской Федерации.

     * 3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:

          * уставы муниципальных образований;

          * решения, принимаемые непосредственно населением (на местном
            референдуме);

          * нормативные акты органов местного самоуправления.

   Следует также подчеркнуть, что составной частью источников муниципального
   права России является также ратифицированная нашей страной в 1998 г.
   Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г., установившая общие для
   всех стран-членов Совета Европы принципы организации власти на местах.
        В настоящее время российская правовая наука признает муниципальное
   право самостоятельной правовой отраслью. Все исследователи подчеркивают
   специфику муниципального права.
        Во-первых, отмечается, что муниципальное право имеет комплексный
   характер, поскольку регулирует осуществление властных полномочий во всех
   сферах местной жизни - от бюджетно-финансовой до охраны общественного
   порядка и потому объединяет нормы других отраслей (конституционного,
   административного, финансового, гражданского и т.д.), относящиеся к
   местному самоуправлению.
        Во-вторых, специфика муниципального права заключается также и в том,
   что его основу составляют не только правовые нормы, принятые
   государственными органами, но и нормы саморегулирования, принятые местным
   населением непосредственно, а также органами местного самоуправления.

                  Предмет муниципального права  (см. схема 6)

   Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет
   и метод правового регулирования.
        Предметом муниципального права являются общественные отношения,
   связанные с организацией и функционированием местного самоуправления.
        Понятие местного самоуправления определено в ст. 2 Федерального
   закона \"Об общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации\": \"Местное самоуправление в Российской Федерации -
   признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
   самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по
   решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
   местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных
   местных традиций\".
        Таким образом, местное самоуправление:

     * осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого
       волеизъявления - на местном референдуме, на собраниях, сходах граждан,
       на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, на
       митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного
       самоуправления и их должностными лицами;

     * осуществляется самостоятельно и под собственную ответственность:
       местное самоуправление представляет собой особый вид власти,
       независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей
       государственной власти, отвечающей за свою деятельность лишь перед
       местным населением и подчиняющейся только требованиям закона;

     * направлено на решение вопросов местного значения, которыми признаны
       вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения,
       определенные федеральным законодательством и законодательством
       субъектов Российской Федерации;

     * должно действовать в интересах местного населения, с учетом местных
       традиций - местное самоуправление выделено из системы государственного
       управления для того, чтобы точнее выявить, учесть, отразить и защитить
       местные интересы, имеющие собственную специфику по сравнению с
       региональными и общегосударственными интересами.

   Следует также подчеркнуть, что местное самоуправление осуществляется на
   территории муниципальных образований - городского, сельского поселения,
   нескольких поселений, объединенных общей территорией, или на иной
   населенной территории, предусмотренной законом. Местное самоуправление
   может организовываться в рамках административно-территориальной единицы
   (города, села, района) или на какой-либо иной территории, определенной
   законодательством субъектов Российской Федерации.
        В процессе осуществления права местного населения на самоуправление
   складываются определенные общественные отношения. Большая часть из них
   регулируется правовыми нормами и приобретает форму муниципально-правовых
   отношений. Из всей совокупности муниципально-правовых отношений можно
   выделить следующие основные, возникающие в процессе:

     * непосредственного осуществления местным населением власти;

     * формирования органов местного самоуправления;

     * деятельности органов местного самоуправления;

     * исполнения взаимных обязательств между органами местного
       самоуправления и органами государственной власти.

   Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и
   разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие
   местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам
   местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные
   и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые
   отношения. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых
   отношений:

     * 1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального
       образования;

     * 2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

     * 3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных
       образований);

     * 4) органы территориального общественного самоуправления (домовые
       комитеты, советы и т.д.);

     * 5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на
       территории муниципального образования);

     * 6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы
       местного самоуправления с правотворческой инициативой);

     * 7) государственные органы Российской Федерации;

     * 8) государственные органы субъектов Российской Федерации;

     * 9) различные предприятия, организации, учреждения.

   Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом
   муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в
   целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника
   муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и
   др.). От имени муниципального образования как особого субъекта
   муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно,
   либо органы местного самоуправления.

                   Методы муниципального права  (см. схема 7)

   Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы,
   используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление
   охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование
   основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное
   самоуправление является преимущественно публично правовым институтом, и
   поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с
   обязывающими и запрещающими способами регулирования. Помимо названных двух
   способов правового регулирования в теории права выделяется также и третий
   - дозволение, т.е. предоставление лицу права на определенное собственное
   поведение, совершение тех или иных действий***. Дозволение, определяющее
   диспозитивный характер правового регулирования, также широко используется
   в муниципальном праве. Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ
   органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
   собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
   устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного
   порядка.

   В связи с этим для метода муниципального права характерно сочетание
   императивного и диспозитивного подходов.
        1. Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные
   предписания, свойственные публично-правовому регулированию
   (конституционному, административному, финансовому праву), определяют
   многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения
   выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных
   лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний
   или сходов.

   Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях

   *** Алексеев С.С. Государство и право. Москва, 1994 г. Стр. 83

   обычно выступает властное предписание.
        

   2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко
   используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе
   юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно
   для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового
   права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и
   вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они
   могут приобретать в собственность муниципального образования имущество.
   Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как
   правило, является договор.

   Императивный, диспозитивный и гарантирующий методы правового
   регулирования, свойственные, прежде всего федеральному уровню нормативной
   регламентации местного самоуправления, предопределяют, по мнению
   И.В. Выдрина и А.И. Кокотова, метод саморегуляции, присущий автономному
   уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования****.

   **** Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2005 г.,
   стр. 19

                                   Заключение

   В заключении хотелось бы отметить тот факт, что в рамках моей работы, не
   возможно рассмотреть все вопросы муниципального права. Однако мне
   хотелось, чтобы у нас сформировалось четкое понимание важности того
   определенного круга знаний, умений и навыков, необходимых нам, как будущим
   юристам, которые я изучила в своей работе.

   Муниципальное право- комплексная отрасль российского права, представляющая
   совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные
   отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и
   решения населением муниципальных образований непосредственно, через
   выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного
   значения, а также в процессе реализации отдельных государственных
   полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

   В заключение данной темы можно сделать следующие выводы относительно
   понятия и предмета муниципального права РФ.

     * Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным)
       самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право
       местного самоуправления, местное (локальное) право.

     * Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая
       включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в
       сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права,
       регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном)
       уровне.

     * В -третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг
       общественных отношений, связанных с организацией и функционированием
       местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

                        Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.

    2. Федеральный закон РФ №154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах
       организации местного самоуправления в РФ»

    3. Федеральный закон РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах
       организации местного самоуправления в РФ»

    4. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное право
       Российской Федерации. Учебник для вузов/под ред. профессора
       Н.С.Бондаря.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

    5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
       Учебник.- М.: Юристъ, 2004 г.

    6. Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Юриспруденция, 2000.

    7. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2005 г.

    8. Алексеев С.С. Государство и право. Москва, 1994 г.

                                  Приложение 

                                  0x01 graphic

   +---------------------------------+
   |          0x08 graphic           |
   | Предпосылки обособления отрасли |
   |                                 |
   |      муниципального права       |
   +---------------------------------+

   0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic

   +------------------------------------------------------------------------+
   | Сложившаяся устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с    |
   | осуществлением местного самоуправления                                 |
   |                                                                        |
   | 0x08 graphic                                                           |
   +------------------------------------------------------------------------+

   +------------------------------------------------------------------------+
   | 0x08 graphic                                                           |
   | Количественное и качественное наращивание системы правовых норм,       |
   | регламентирующих местное самоуправление                                |
   +------------------------------------------------------------------------+

   +-------------------------+
   |      0x08 graphic       |
   |      0x08 graphic       |
   | Муниципальное право РФ. |
   +-------------------------+

                                    Схема 1.

   +-------------------------------------------------+
   | Комплексность муниципального права обусловлена: |
   |                                                 |
   |                  0x08 graphic                   |
   +-------------------------------------------------+

   +------------------------------------------------------------------------+
   | Его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер |
   | - финансов, налогов, землепользования и др.                            |
   +------------------------------------------------------------------------+

   1

   +---------------------------------------------------+
   | Двойственная природа муниципально - правовых норм |
   +---------------------------------------------------+

   2

                                    Схема 2.

   +---------------------------------------------+
   | Комплексность предмета муниципального права |
   |                                             |
   |      характеризуется рядом признаков:       |
   +---------------------------------------------+

   0x08 graphic
   0x08 graphic

   +------------------------------------------------------------------------+
   | 0x08 graphic                                                           |
   | - наличием в муниципальном праве наряду с нормами «двойного            |
   | назначения» собственных, исключительно муниципально-правовых норм      |
   +------------------------------------------------------------------------+

   +-----------------------------------------------+
   | 0x08 graphic                                  |
   | - своеобразием субъектов муниципального права |
   +-----------------------------------------------+

   +------------------------------------------------------------------------+
   | 0x08 graphic                                                           |
   | - наличием муниципально-правовых норм, первичных по отношению к нормам |
   | других отраслей                                                        |
   +------------------------------------------------------------------------+

   +------------------------------------------------------------------------+
   | 0x08 graphic                                                           |
   | - комплексным характером отношений, регулируемых муниципальным правом. |
   +------------------------------------------------------------------------+

                                    Схема 3.

   +----------------------------------------------------+
   | Муниципальное право- это комплексная отрасль права |
   |                                                    |
   |                    0x08 graphic                    |
   |                    0x08 graphic                    |
   |                    0x08 graphic                    |
   +----------------------------------------------------+

   +------------------------------------------------------------------------+
   | Нормы             |                  |             |                   |
   |                   |                  |             | Нормы             |
   | права,            | Нормы            | Нормы       | административного |
   | непосредственно   | конституционного | финансового | и др. отраслей    |
   | регулирующие      | права            | права       | права             |
   | местное           |                  |             |                   |
   | самоуправление    |                  |             |                   |
   +------------------------------------------------------------------------+

   0x08 graphic

   +------------------------------------------------------------------------+
   | ФЗ «Об общих принципах      | нормы ст.ст. 3, 12, | нормы глава 9      |
   | организации местного        | главы 8 Конституции | Бюджетного кодекса |
   | самоуправления РФ»          | РФ                  | РФ                 |
   +------------------------------------------------------------------------+

                                    Схема 4.

   0x01 graphic

                                    Схема 5.

   +------------------------------------------------------------------------+
   | Предмет муниципального права - однородные общественные отношения,      |
   | возникающие в процессе реализации населением права на местное          |
   | самоуправление.                                                        |
   +------------------------------------------------------------------------+

   0x08 graphic

   +------------------------------------------------------------------------+
   | общественные отношения, связанные со способностью местного населения   |
   | непосредственно решать вопросы местного значения (выборы, местные      |
   | референдумы и др.);                                                    |
   |------------------------------------------------------------------------|
   | общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью       |
   | органов, выборных должностных лиц местного самоуправления              |
   |------------------------------------------------------------------------|
   | общественные отношения, связанные с функционированием различных        |
   | отраслей местного хозяйства через определение компетенции              |
   | муниципальных образований и статуса различных объектов муниципального  |
   | имущества                                                              |
   |------------------------------------------------------------------------|
   | общественные отношения, связанные с осуществлением органами местного   |
   | самоуправления отдельных государственных полномочий.                   |
   +------------------------------------------------------------------------+

                                    Схема 6.

   +-----------------------------+
   | Методы муниципального права |
   |                             |
   |        0x08 graphic         |
   |        0x08 graphic         |
   |        0x08 graphic         |
   +-----------------------------+

   +----------------+
   | Метод гарантии |
   +----------------+

   +--------------+
   | Императивный |
   |              |
   | 0x08 graphic |
   | 0x08 graphic |
   +--------------+

   +---------------+
   | Диспозитивный |
   |               |
   | 0x08 graphic  |
   +---------------+

   +---------------------+
   | Метод саморегуляции |
   +---------------------+

                                    Схема 7.

                                                                  Томайлы А.В

                                                                09.04.2008 г.

   5